3 ноября в YouTube и «ВКонтакте» вышел веб-сериал «Я иду искать» сценаристки и продюсера Лизы Симбирской и режиссера Андрея Феночки из «Фенси Продакшен». Это история молодого человека, который влюбляется в другого молодого человека в России 2020 года, а еще в ней есть ВИЧ-положительная героиня. «Я иду искать» — один из первых российских проектов, поддерживающих ЛГБТК+ и ВИЧ+сообщества, и интересно, что большинство актеров в сериале — театральные. Мы расспросили их о том, как они решились принять в нем участие, чем работа в театре отличается от съемок в кино и сериалах, и узнали, почему ходить в театр сегодня необязательно.
Арсен Ханджян
Студент 4-го курса «Театральной школы Константина Райкина»
«Родителям я не стал говорить об участии: знал, что они однозначно будут против»
Когда я получил сообщение от Лизы (Симбирской. — Прим. ред.) о том, что они будут снимать сериал, поддерживающий ЛГБТ+ и ВИЧ+ персон, первая мысль была отказываться. Я подумал, что прочитаю сценарий, и если это будет пропаганда, то есть сериал про геев ради того, чтобы показать геев, или там будут вещи, которые идут вразрез с моими актерскими и человеческими принципами, то я откажусь.
Оказалось, что это очень человечная история про обычного парня, который пытается разобраться со своими чувствами. Но я все равно долго решался, советовался с нашим педагогом по мастерству, друзьями. Я боялся, да и сейчас боюсь реакции зрителя. ЛГБТ-тематика до сих пор очень остро воспринимается в нашей стране. А я еще и армянин, у нас с этим намного строже. Я сам из Перми, и там то, что даже в Москве считается нормальным, воспринимается как странное и чуждое. Поэтому я и родителям не стал говорить об участии: знал, что они однозначно будут против.
Самая интимная сцена, которая есть в этом сериале, — поцелуй с актером. Это было очень страшно. Во-первых, это был мой первый поцелуй перед камерой. Я же до этого нигде не снимался. Было ощущение, что это мой первый поцелуй в жизни вообще, еще и с парнем. Мне повезло, что мы с Димой (Симоновым, актером. — Прим. ред.) давно знакомы, мы как-то друг друга настраивали. Это была нормальная актерская задача. Правда, на съемках вышла не очень приятная ситуация. Когда мы снимали сцену, рядом стояла грузовая машина с какими-то мужиками. И между дублями я прошел мимо этих людей и услышал разные нецензурные фразы, они были явно недовольны, что «какие-то педики что-то снимают». Лиза тогда подошла и спросила, не нужно ли попросить этих людей уйти. Я подумал и решил, что пусть смотрят.
В мастерской Райкина очень строго относятся к съемкам студентов в кинопроектах. У нас есть свое агентство, которое следит за тем, чтобы графики учебы и съемок не совпадали. Не раз бывали ситуации, когда ребята подписывали договор, а потом оказывалось, что съемки выпадали на день спектакля. Их просто отчисляли. Меня сейчас звали в интересный музыкальный проект, но так получается, что в один из дней у меня прогон премьерного спектакля. Я суеверный и подумал, что, если пойду сниматься в клипе, что-то может не получиться в роли, на моей реплике свет включится не так или что-то такое произойдет. Ходят слухи, что сцена мстит, поэтому правильнее будет отдать все силы спектаклю, который мы выпускаем.
Премьера будет в ноябре, это спектакль Елены Бутенко-Райкиной «Это все она» по пьесе Андрея Иванова о трудных отношениях матери и сына. Им очень трудно найти общий язык, и мать решает завести страницу во «ВКонтакте» и общаться там. Самая крутая современная пьеса — та, которая отражает жизнь в текущем моменте. «Это все она» — страшная пьеса, но там много юмора, смешного и грустного. Проблема только в том, что, так как мы студенты, у нас есть цензура. Весь мат пришлось заменить. И такие слова, как «блет», «мне фигово» и «офигенно», немного искажают действительность и режут слух.
У нас довольно свободная мастерская, но я не могу вспомнить разговоров об ЛГБТ- или ВИЧ-проблематике. Единственный спектакль, который я видел на эту тему, — «Все оттенки голубого». Очень страшная пьеса Владимира Зайцева и гениальный спектакль Райкина.
Съемки в сериале удивили меня с точки зрения диапазона нашей профессии. Я привык существовать на сцене в каком-то образе. В театре сложно идти от себя: чем дальше ты уходишь, чем меньше ты на себя похож, тем лучше. А в кино, по крайней мере в российском, все наоборот. Актеры редко существуют в образах. И если я армянин, то 100% я буду играть армянина.
Мне повезло с окружением: вокруг меня очень свободные люди. Актерское дело же вообще про человека и для человека. Людям, которые не поймут этот сериал, я бы пожелал счастья и чтобы они немного расширили границы восприятия. В человеке главное не то, с кем он спит, а то, какой он человек. Мне кажется, это настолько понятно, что даже глупо произносить.
Тасо Плетнер
Выпускница Школы-студии МХАТ, «Мастерская Дмитрия Брусникина»
«Пока все, что происходит вокруг этой темы, либо очень тихое и для своих, либо огромная ложь»
Так получилось, что одних и тех же девочек-феминисток я играю сразу в трех проектах. Круто, что об этом начали снимать, но так как в теме феминизма я давно, мне важно, чтобы люди, которые высказываются про это, делали это так же нежно и вкрадчиво, как они говорят на тему ЛГБТ. Важно найти язык, который не будет вызывать раздражение у обывателя. Почему не любят русских феминисток? Потому что они говорят на языке 75-й волны, а мы находимся в неолите.
Сначала сценарий сериала показался мне немного топорным. По крайней мере персонажки, одну из которых играю я, — это картонные девки-фемки. Мы сразу же поговорили об этом с [режиссером] Андреем, он объяснил, что это обусловлено форматом. Но я все равно была рада, потому что эта история не такая пошлая по сравнению с тем, что мне обычно присылают. Пару лет назад я бы, наверное, обрадовалась, увидев таких героинь в кино. Сейчас не знаю. Люди, которые младше меня даже на три года, абсолютно другое. Я не видела материала, но боюсь, что феминистки получились карикатурными. Не хотелось бы, чтобы это выглядело как высмеивание.
В киноиндустрии много ярлыков. Однажды мне пришел сценарий, и в шапке было написано: лучшая подружка главной героини — тучная девушка с отталкивающей внешностью. Мое амплуа такой подружки — либо девочка-фрик, либо какие-то другие ярлыки. Я вот очень разозлилась, когда заполняла анкету на «Кинолифте» (онлайн-сервис для поиска актеров. — Прим. ред.). Решила, что если на мне будет ярлык, то лучше я выберу его сама, и в информации о себе написала: «Интерсекциональная феминистка, ЛГБТК-активистка».
Театр — максимально токсичная, маскулинная, сексистская среда. И когда я вижу какой-то пиздец, а в театре он обычно повсеместно, мне кажется, что мы живем точно не в XXI веке. Не могу говорить конкретно, потому что мне страшно. В России, кроме многострадального «Выйти из шкафа» в «Театре.doc», нет ничего такого на ЛГБТ-тематику, что происходило бы не в подвале и не для пятерых людей. Мне интересно работать в этом направлении, но я пытаюсь найти язык. Кажется, это просто — говорить на языке своих же, но тогда можно просто собираться по воскресеньям и обсуждать, что жизнь несправедлива. А как говорить об этом так, чтобы было слышно со сцены?
Пока все, что происходит вокруг этой темы, либо очень тихое и для своих, либо огромная ложь. В Центре Мейерхольда видны какие-то подвижки, это самая толерантная площадка. В начале сезона на сборе труппы были проговорены важные вещи о том, что для театра не имеют значения ни цвет кожи, ни гендерная идентичность, ни сексуальная ориентация. Но даже в самых прогрессивных местах ты все равно поражаешься абсурду, который там происходит.
В современной драматургии есть очень крутые вещи с точки зрения какого-то прорыва. Кажется, это более свободная территория, на этапе фантазии ты ничем не ограничен. Эти пьесы пишутся не из расчета, что их кто-нибудь когда-нибудь поставит. В прошлом году я услышала, как уважаемые в театральном мире люди произносят слово «режиссерка». Понятно, что это сопровождалось смехом. Но если тема высмеивается, значит, она начала работать.
«Я иду искать» — большая сказка. Это единственный проект, в котором мне было так комфортно. Это единственные съемки, на которые собралась команда из страны единорогов. Очень многое зависит именно от этого, команда — всегда отражение режиссера. Часто на съемках на меня смотрят как на Чудо-юдо, даже если я просто пришла в мужском пиджаке. То, что происходит на площадке, отношения между людьми намного важнее, чем результат. Сам опыт важнее и ярче результата, этому нас учил наш мастер.
Меня столько раз обвиняли в пропаганде просто своим существованием. Год назад меня обвинили в пропаганде феминизма. Не знаю, что это такое. Я призываю всех рассчитывать свои силы и понимать, что на этом поле будет много боли и справедливости ты никогда не дождешься. Главное — делать то, на что у тебя хватает сил. Нельзя насиловать себя, надо учитывать, что каждый твой шаг, например каминг-аут, несет ответную реакцию, и понимать, какой она будет. Я люблю эту страну, язык, культуру, людей, на первом курсе мы проехали всю Россию на поезде от Москвы до Владивостока. Но меня иногда охватывает животный страх. Я не хочу бояться за своих друзей, близких.
Егор Стосков
Выпускник ГИТИСа, актер
«Почему я должен отдавать театру свою одну-единственную жизнь?»
Возможно, кому-то эта история и покажется провокационной, но не то чтобы меня совсем не удивило, что на российских платформах выйдет сериал на ЛГБТ-тематику. Этого можно было ожидать, пора. Мы же стараемся идти в ногу с мировыми стриминговыми сервисами.
Мой герой — гомофоб. Человек говорит, что, если бы при нем мужики начали сосаться, он бы напрягся. Я надел костюм — кепарик, какую-то кофту, посмотрел на себя в зеркало и подумал: «Какой же дебил». Когда я посмотрел сериал, я расстроился: мне очень не понравилось, как я сыграл свою роль, выгляжу довольно странно и наиграл непонятно что. Наверное, подсознательно так вышло.
Мне скорее не приходилось играть в спектаклях, которые затрагивают ЛГБТ-тематику. Самое мое заметное появление в театре — в работе «Стопроцентная любовь огонь страсти полноценных желаний отношений к тебе от меня» Наташи Зайцевой. У Наташи в принципе не очень игровой театр, мы даже назвали «Стопроцентную любовь» тексттаклем. Там поднимались вообще все темы, в том числе мне приходилось рассуждать о новой этике. Еще был проект «Евреи в СССР: семья в большой истории», в рамках которого я участвовал в читке пьесы Полины Быховской «Вода на твоих пальцах». Это история о самоопределении советских евреев, и там тоже затрагивалась ЛГБТ-тема.
Кадр из сериалаЯ не отношусь к представителям ЛГБТ-сообщества, но меня всегда возмущает любая дискриминация того или иного человека, раздражают песни про «пропаганду нетрадиционных ценностей» и тошнит от скрепных речей из зомботелика. Я рос в очень религиозной семье, сейчас отлично общаюсь с родителями, они прислушиваются к моему мнению о том, что есть норма, а что нет. Иногда случались «взрывы», и приходилось разъяснять, что нужно уважать выбор другого человека, его свободу. Говорить о проблемах ЛГБТ нужно, но надо быть готовым, что люди будут воспринимать это как провокацию. Со временем таких людей будет меньше.
В какой-то момент театр превратился для меня в рутинное место работы, в завод. Раньше я много ходил и в ЦИМ, и в МХТ им. Чехова, в «Практику», театр «Около», к брусникинцам, кудряшам, да даже в оперу. Теперь я перестал ходить в театр: подумал, что лучше буду делать что-то свое, чем на кого-то смотреть. Я всю жизнь занимался музыкой и сейчас решил сделать упор на это. Я очень тревожный человек и могу заниматься только тем, что целиком зависит только от меня самого. Работая в театре и в кино, на протяжении огромного количества времени я постоянно чего-то ждал, и меня постоянно кто-то оценивал. От этого может поехать крыша.
Вася Березин однажды мне сказал, что он любит актеров, которые могут съесть ведро яблок. Вот я могу съесть ведро яблок ради роли. Мы с друзьями давно сами начали снимать веб-сериалы и заниматься контентом для ютуба и инстаграма. Главное детище — веб-сериал «#вшколе». Конечно, это все не про деньги, но зато мы точно знаем, что хотим снять и как, ни от кого не зависим.
Я бы хотел больше сниматься, чем играть в театре. Еще со времен учебы в ГИТИСе, где нам вдалбливали, что мы должны отдать театру свои жизни, у меня появилась на него большая обида. Мне казалось это бредом. Почему я должен чему-то отдавать свою одну-единственную жизнь?
Дима Симонов
Выпускник режиссерского факультета ГИТИСа, мастерская Олега Кудряшова. Тренер по эмоциональному интеллекту, солист группы «Милфы»
«Зачем вообще людям в 2020 году идти в театр?»
Лиза (Симбирская. — Прим. ред.) написала, что это будет сериал про ЛГБТ, надо сыграть парня-гея. Я решил: ну ладно. Потом посмотрел сценарий и увидел, что надо целоваться с парнем. Тут я задумался, нужно мне это или нет. Я не переживал о том, что скажут друзья. Когда у тебя есть музыкальная группа под названием «Милфы», ты вряд ли можешь кого-то удивить. Я переживал, что на меня повесят клише. Зритель редко отделяет персонажа от артиста. Человек смотрит кино и думает, что ты и есть тот, кого играешь.
Я нормально отношусь к этой теме: понимаю, что есть разные сексуальные ориентации, как разные вкусы у шоколадки. И я понимаю, что есть ребята, которые сталкиваются с трудностями, живя в нашей стране. Что лично я могу сделать лучше, чем сыграть про это?
Когда я ехал на репетицию первый раз, у меня тряслись руки. Одно дело, когда что-то должно когда-то произойти, а другое — когда это случится прямо сейчас. У меня не было опыта поцелуя с парнями. Я переживал. Что там будет за человек? Вдруг он будет другой сексуальной ориентации? Как мне его не обидеть? Когда играешь влюбленность, даже с девушкой, всегда думаешь о таком. Но когда я увидел ребят и Арсена, мне стало очень смешно из-за того, что я так сильно переживал. Мы были знакомы, я видел спектакли с его участием. Ребята заранее просили нас проколоть уши, мы тогда оба забычили. Но если бы я знал, что моим партнером будет Арсен, я бы проколол уши только из-за этого.
Это не очень прогрессивная мысль, но целоваться с парнем — то же самое, что и с девушкой. Смысл не в гендере, а в симпатии и влечении, которые вы испытываете друг к другу. Если бы я мог испытывать симпатию к своему полу, это были бы такие же ощущения. Я преподаю театр и литературу в школе «Золотое сечение». Для 10–11-летних детей, которые растут в продвинутых семьях с высоким достатком, темы разных сексуальных ориентаций, гендеров, национальностей просто не существует. Для них это нормальный мир. Я думаю, они посмотрят «Я иду искать» и подумают, что это обычная история. Зрителей постарше, от 16 до 30 лет, эти проблемы волнуют больше, они посмотрят и скажут: «Вау, круто, что вы высказываетесь на такую тему».
Вопрос в том, как про это говорить. Думаю, у нас просто нет режиссеров, у которых эта тема откликается. И у нас же вроде статья за это есть. Про что в России вообще можно говорить и не бояться за свою судьбу? Мне кажется, те, кого эта тема затрагивает, пока опасаются говорить.
В чем интерес молодого артиста работать в театре? Я уволился из «Ленкома», потому что получал маленькую зарплату и ни одной секунды не понимал, зачем я там нахожусь. Молодой артист в репертуарном театре не может ничего предложить, сделать, поставить. Ты приходишь в «Ленком» — там играют одни именитые артисты. Почему? Потому что они делают кассу. Несмотря на то что театр находится на государственной поддержке, он упирается в заработок. А для того, чтобы заработать на артистах, которых никто не знает, надо делать крутые спектакли. Это постановки, которые было бы интересно посмотреть не с точки зрения эксперимента или способа провести время, а чтобы пережить потрясение, катарсис, что-то почувствовать. В России за год выходит два интересных названия. На это нужны большие временные и финансовые ресурсы.
Зачем вообще людям в 2020 году идти в театр? Даже я, человек, у которого есть диплом, лучше эти два часа послушаю музыку, посмотрю, что вышло на «Нетфликсе», HBO, more.tv. Театр, по крайней мере тот, который сейчас существует в Москве, неконкурентоспособен по сравнению с другими сферами развлечения. А сегодняшний театр — это, к сожалению, именно сфера развлечения, а не вид культурного досуга.
Мы делаем свои локальные проекты, например спектакль с группой «АлоэВера» «Цой — мой [герой]», про него знает аудитория группы и 1500 моих подписчиков. Про это никто нигде не напишет и не скажет.
Заметно, когда люди делают что-то не ради того, чтобы снять очередной фильм, а потому что ими движет идея. Когда я приехал в 04:50 утра по своему вызывному листу на съемку «Я иду искать», я был уверен, что в лучшем случае мы начнем снимать часов в 9. Пока свет поставят, пока грим сделают, пока режиссер покурит, пока мы все поболтаем. Но все члены команды уже были на месте, мы сразу начали подготовку. «Я иду искать» — один из немногих опытов, когда все происходило вовремя. Людям было важно, что они снимут, как выглядит артист, что он говорит. Тогда и для меня происходящее становилось интересным и важным, я подключался и хотел помочь процессу реализоваться наилучшим образом.
Татьяна Голованова
Актриса
«Надеюсь, театр переболеет вместе со всей планетой»
«Я иду искать» не показался мне ни неожиданным, ни провокационным. Поднимать абсолютно любые проблемы возможно, если говорить о них языком творчества. Я часто не обращаю внимания на темы, которые затрагиваются в сценарии, для меня важнее цельность, законченность истории, гармония, эмоциональность, сила воздействия и профессионализм автора. Меня порадовало, насколько грамотно этот сериал написан.
Моя героиня (Татьяна играет официантку, которая отказывается обслуживать гостью с диагнозом ВИЧ. — Прим. ред.) — человек толпы, ограниченного ума, стертая личность, привыкшая не анализировать, а поддаваться инстинктам и мыслить установками, которые вложены в нее по умолчанию. Я ее назвала «ресторанная мышка», любопытная, но трясущаяся от страха. Человек существует в зоне зыбкого комфорта, и как только появляется что-то непривычное, тем более связанное с личной опасностью, возникает страх, отторжение и агрессия. Люди не принимают то, чего они не понимают.
В современном театре не говорят об ЛГБТ-, ВИЧ-проблематике и каких-то других вещах просто потому, что это тема меньшинства, а театр делается людьми, которые хотят продать, и продать широко. Но любовь, моральные и нравственные ценности общечеловечны. Если они есть в пьесе, это главное, это прекрасно! Я бы не стала участвовать в постановке, если основная цель создателей — самоутвердиться и продавить пространство. Мне интересны глобальные процессы, которые происходят в конкретной группе людей. Важна суть, внутренние реакции, переплетение отношений и судеб. А на фоне какой темы — без разницы.
Кадр из сериалаМне присылают много сценариев, и я часто не понимаю, что там играть, там нет жизни. «Я иду искать» — это содружество личностей, творцов, когда каждый человек знает, кто он сам, и уважительно относится к другим. Мне импонирует позиционирование съемки как творческого, а не технического процесса. Не когда тебе сказали: «Быстро прошла сюда и сделала это», — а когда есть поле для импровизации. Мы снимали длинными кадрами, а я их очень люблю: непрерывная линия роли и при этом точность и слаженность передвижений, когда весь коллектив дышит как единый организм.
Для актера съемки в кино и работа в театре — разные профессии. Люблю театр за непрерывность, когда три часа ты полностью принадлежишь некой искусственно созданной атмосфере, это как параллельная жизнь. Игра в спектакле сравнима с коллективным выбросом энергии, единым творческим порывом. Кино больше режиссерская история, там они главные волшебники. Для артистов кино — это общение, умение ждать, быть гибким, быстро включаться в процесс, владеть эмоциональным аппаратом. Это ювелирная работа. В кино я сторонница по-театральному глубоких разборов ролей. Прежде чем начать сниматься, желательно создать единый образ. Потом можно играть с любой точки, в любом направлении — и это будет логично и органично в контексте всей истории. Мир стремительно идет к индивидуализации, и это меня расстраивает своими перегибами, потому что индивид и личность — это разные вещи. Зацикливание на себе — больше тема личных границ и самоутверждения. Но кино и театр — коллективные создания. Не может быть такого, что каждый главный и в центре. Пытаться тянуть одеяло на себя — это верный путь разорвать пространство творчества в лохмотья.
Российский театр особенный. Я театр очень люблю, но сейчас даже не знаю, что сказать. Это очень тяжелое время: прошлое ушло, новое не пришло, театр заболел и начал разваливаться и загнивать еще до эпидемии. Возможно, эта история даст хороший пинок и люди, побывав на краю, вернутся к глобальным ценностям, начнут выбирать любовь. Сейчас очень много энергии тратится не на творчество, а на что-то около. Театр перестает быть произведением искусства, это площадка для передела власти. А актеры и режиссеры пытаются самоутвердиться, добиться дешевого признания, прогибаясь под зрителя. Этого сейчас полно и в соцсетях. Меня расстраивает, что в последнее время театр стал походить на клоунаду на сцене и битву за кулисами. По этой причине я ушла из постоянного театра — с тяжелым сердцем. Хорошо, что в мире театров пауза, хорошо, что возможностей мало: это ценнее! Мне радостно работать с людьми, которых хочется обнимать, и я счастлива, что это у меня было и есть. Надеюсь, театр переболеет вместе со всей планетой и снова станет местом, которое приподнимает человека чуть выше его самого.